Полезная рассылка

Вы будете первым узнавать о выходе новостей, акций и статей

Из чего изготавливались советские танки: эволюция технологий и состава

Советский танк фото

Металлургическая промышленность в Советском Союзе была не готова к выпуску большого количества эффективной военной техники. В частности,советские танки отставали в плане броневой отрасли. В 1930-40-ые индустрия нашей страны шагнула настолько вперёд, что разработчики смогли изменить не только состав применяемых сплавов, но и вывели уникальную технологию закалки. У танковой сферы случился рывок. Этот качественный прорыв советские инженеры смогли сделать за несколько военных лет, создав венец своего творения – танки серии ИС, Т-34. Рассмотрим из какого металла сделаны танки, чем советские ресурсы превосходили разработки противника.

Используемые сплавы

Начиная с 1910 года, в стране применялись разные сплавы, но постепенно совершенствуясь, индустрия металлопроката выходила на новый уровень.

Особенности выпуска цементированной брони

Цементированная броня для танков фото

Сначала наладили выпуск сложной брони – цементированной гетерогенной. Эта танковая броня отлично противостояла пулям и остроголовым снарядам. Для её изготовления применяли хромоникельмолибденовые, хромомолибденовые; стальные ресурсы, для которых были необходимы ферросплавные присадки иностранного производства - дефицитный товар. За счёт добавления импортного хрома (от 1,5 до 2,5 процентов) наблюдалась высокая твёрдость и эффективное науглероживание цементного покрытия после процесса закалки. Если в качестве легирующего компонента вместо хрома применять кремний и марганец, изготовленные в СССР, такого результата не получится.

У цементированной брони было две разновидности в то время:

  • односторонне цементированная низкоотпущенная, имеющая тыльную сторону с повышенными параметрами твёрдости;
  • цементированная, имеющая тыльную сторону со средними параметрами твёрдости.

Итак, до начала 1930 года цементированная броня была востребована не только в танкостроении, но и в авиационной промышленности. Она шла на производство танка Т-28. Но постепенно отечественная военная индустрия стала отходить от этого материала.

Выплавка высокотвёрдой брони

Хромо-кремнисто-марганцовистый материал, выпущенный на ижорском заводе, пришёл на смену предыдущей версии в броневой отрасли. Это связано с постепенным отказом от зарубежных технологий и переходом на собственные проекты. Танки Т-26 уже варили из листов ижорской стали «ПИ», удешевлённого аналога цементированного сплава, придававшего технике веса на 800 кг больше. Это оказалось своевременным решением, так как случилось как раз в предвоенное время. С наступлением войны с учётом эвакуации заводов, применение дорогостоящего сорта брони не позволило бы выпустить такое количество военных машин.

Особенности разработки бронестали 8С

Советская бронесталь фото

Только высокотвёрдая сталь могла заменить цементированный броневой материал, что и сделали советские металлурги. Броня советских танков, толщиной около 8-10 мм, 15-35 мм, обладала повышенными характеристиками твёрдости. Она использовалась для выпуска лёгких танков, бронемашин; для средних танков модели Т-34 применяли бронированные листы толщиной 45 мм. Со временем высокотвёрдая броневая система заменила цементированную.

Танковая броня, созданная отечественными металлургами для Т-34, стала венцом их творения. Бронесталь 8С, выпускаемая в Мариуполе, была идеальной по химическому составу.

В состав сплава входили:

  • углерод – до 0,28 процентов;
  • кремний – до 1,6 процентов;
  • марганец – от 1 до 1,5 процентов;
  • хром – до 1 процента;
  • молибден – до 0,25 процентов;
  • никель – от 1 до 1,5 процентов;
  • фосфор – менее 0,035 процента;
  • сера – менее 0,03 процента.

Выплавлялась сталь в мартеновских печах, объёмом около 180 тонн. Лишний кислород в печном оборудовании убирали с помощью молекул кремния и углерода. Готовые слитки проходили процесс прокатки с дальнейшим медленным остыванием. Затем листы снова проходили процесс нагрева до 680 градусов с последующим охлаждением на воздухе. Это была технология высокого отпуска, передающая стальным заготовкам пластичность в сочетании с уменьшением параметров хрупкости. Затем стальной лист отправлялся на механическую обработку. После конечного закаливания из бронестали сваривали корпус. Но материал испытывал фундаментальные сложности – появление трещин по периметру сварочных швов спустя время.

В качестве более дешёвого аналога 8С была разработана противопульная броня 2П, схожая по составу. Экономия соблюдалась по двум компонентам: хрому (менее 0,3 %) и никелю (менее 0,5 %), на тот момент эти элементы считались дефицитными.

Особенности орудийной стали

Орудийная сталь фото

Танковый ствол изготавливали из специальных марок легированных орудийных сталей. Качество материалов должно быть высоким, чтобы во время эксплуатации ствол не просто не разрушился, но и сохранил вязкое состояние в аварийных ситуациях даже в условиях боевого применения. То есть, нельзя допустить раскола ствола на осколки, в крайнем случае, допускаются лишь единичные трещины.

Орудийная сталь выплавляется в мартеновских печах из чистого отборного металлопроката и высококачественного чугуна с добавлением легирующих и присадочных компонентов.

Как делали гусеницы для советских танков?

Изначально, гусеничные движители применялись на тракторах. В последствии их начали применять на военной технике, из-за более высоких параметров проходимости, если сравнивать с колёсными. Гусеницы легко преодолевают болотистую местность, снежные заносы, любые препятствия на местности, обеспечивая минимальное значение радиуса поворота. На гусеницах советские танки становились неуязвимыми на поле боя.

По конструкции гусеничная цепь представляет собой звенчатую систему в виде непрерывной (замкнутой) сплошной ленты. У современных литых гусениц отдельными элементами являются траки с обрезиненными металлическими втулками в области проушин. Соединяются траки гайками и «пальцами».

Гусеницы времён Советского Союза претерпевали следующие изменения:

  • Первая модель трака танка Т-34 была с приварным гребнем и толщиной дорожки 3-5 мм, в серийном производстве выпускалась с марта 1940.
  • В сентябре 1940 года начали выпускать литые траки с увеличенной до 6-8 мм толщиной дорожки, высота грунтозацепа также возросла на 10-15 мм.
  • Зимой-весной 42 года стали использовать траки с «зимним» рисунком (500 миллиметровые).
  • В конце 1943 года унифицировали траки, сделав новые отверстия под другую разновидность шпоры.

Особенности и новшества видоизменённых сплавов во времена войны

Из каких металлов делали советские танки фото

Первой особенностью разработки инновационных сплавов в то время была нацеленность на сокращение процента дефицитных легирующих элементов в составе броневых ресурсов. Сталь даже назвали экономно-легированной.

В последние месяцы 1941 года исследователями была выявлена рецептура, где сократили количество хрома, молибдена, никеля. Объём экономии оказался существенным, учитывая, что за два года было произведено почти 4000 экземпляров.

Вторая особенность внедрения новшеств – повышение снарядостойкости танковой брони за счёт формирования волокнистого излома листового материала. Исследователи смогли исключить значительную часть легирующих компонентов, изменив скорость охлаждения при закалке путём проб и ошибок.

Третья особенность – катаная броня марки 51С, созданная для корпусных деталей. Корпус техники собирали из необработанной стали, существенно снизив дефекты при проведении сварочных работ. А обрабатывалась высокотвёрдая броня 51С, начиная с нагрева, заканчивая закалкой, непосредственно на готовом корпусе после сварки.

#Развлекательный контент